5 ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-УЧИТЕЛЕЙ

on

Дублирую материал, который я подготовила для Edutainme.ru

Некоторые из школьных учителей писали и пишут книги. А некоторые из детских писателей – замечательные учителя. Аня Пивоварова, автор книжного блога «Только детские», рассказывает о том, как одно помогает другому.

САМООТВЕРЖЕННЫЙ ПЕДАГОГ ЯНУШ КОРЧАК

Януш Корчак – детский писатель, прославившийся книгами о короле Матиуше, а также врач, педагог и основатель еврейского Дома сирот в Варшаве. Многие знают о смерти Корчака: отказавшись от предложенной свободы, он последовал за детьми в гетто, а затем и в газовую камеру.

Художник Е. Сроковский. Иллюстрация к книге «Король Матиуш Первый» (1972)

Ежи Сроковский. Иллюстрация к книге «Король Матиуш Первый» (1972)

Всю жизнь Корчак стремился воспитать в детях чувство ответственности. По его мнению, взрослые относятся к ребенку как к объекту опеки, навязывая собственные суждения и ценности. Но на самом деле каждый ребенок способен выработать их сам, живя и трудясь. В Доме сирот Корчак ввел систему детского самоуправления: решения товарищеского суда действовали на всех, включая взрослых. Схожие мысли есть и в книгах Корчака. Маленький король Матиуш решил, что в его стране дети пойдут работать, а взрослые отправятся в школу. Из этой реформы, конечно, ничего не вышло – дети не справились с работой. Правда, по ходу книжки выяснилось, что государственное управление не удается и взрослым.

УЧИТЕЛЬНИЦА ГЕОГРАФИИ СЕЛЬМА ЛАГЕРЛЕФ

Шведская писательница Сельма Лагерлеф работала простой сельской учительницей. Мало кто знает, что ее книга о путешествии Нильса с дикими гусями была задумана как учебник географии и истории для младших школьников. Уже в конце XIX века шведские культурные деятели понимали, что школьные учебники слишком скучны и оторваны от жизни. Работу над учебником нового поколения поручили уже известной тогда Сельме Лагерлеф.

Художник Борис Диодоров. Иллюстрация к книге «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (1979)

Борис Диодоров. Иллюстрация к книге «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (1979)

Писательница изучала шведский и европейский фольклор, путешествовала по шведским провинциям, много раз меняла сюжет и форму книги. В результате получилась настоящая национальная энциклопедия для детей, по которой мы и теперь можем получить представление о шведской географии, истории, культуре, легендах, жизни городских и деревенских жителей. В 1909 году, после выхода книги о Нильсе, Сельме Лагерлеф вручили Нобелевскую премию.

СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ ЮРИЙ КОВАЛЬ

Помимо писательства, Юрий Коваль увлекался рисованием, музыкой и спортом. А еще он работал в сельской школе в Татарии, а затем в школе рабочей молодежи в Москве. В его рассказах и повестях много школьной жизни.

Художник Геннадий Калиновский. Иллюстрация к книге «Недопесок» (1975)

Геннадий Калиновский. Иллюстрация к книге «Недопесок» (1975)

Школа – важное пространство в повести «Недопесок». С одной стороны, в школе бывает непросто, с другой – у хороших учителей всегда есть чему поучиться. Маленьким героям нужно решить, отдавать ли убежавшего песца на ферму, где из него «сделают воротник», или выпустить (а это серьезное преступление). Директор фермы и директор школы давят на детей, но учитель Павел Сергеевич разговаривает с ними как со взрослыми: ему хочется, чтобы они сами поняли, что будет правильным и для людей, и для песца.

СПЕЦИАЛИСТ ПО МУЛЬТИМЕДИЙНОМУ ОБУЧЕНИЮ АНДЖЕЛА НАНЕТТИ

Анджела Нанетти – итальянская детская писательница, имеющий большой опыт работы в старших классах. Причем она не просто преподавала, но проводила исследования и разрабатывала экспериментальные мультимедийные программы. На русский язык переведена только одна книга Нанетти – «Мой дедушка был вишней». Ее героя, маленького Тонино, не понимают в школе, зато общение с дедушкой и другими родственниками учат его понимать мир в волшебном и философском ключе.

 

 

Сама писательница так говорит о детстве: «В наше время детство утратило свободу. Дети стали жертвами гиперопеки, телевизионных передач и маркетинга. Они перегружены звуками, сообщениями, словами, едой. Они не знакомы с тишиной и боятся ее. Они все более и более одиноки. Это происходит, потому что мы пытаемся вернуть нашу собственную утраченную жизнь и делаем это через наших детей, вместо того, чтобы жить своей жизнью».

КЭНДЗИРО ХАЙТАНИ – УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СО СТАЖЕМ

Кэндзиро Хайтани – японский детский писатель, 17 лет проработавший в начальной школе. На русский язык переведена его книга «Взгляд кролика», посвященная школьной жизни.

Художник Хасегава Томоко. Иллюстрация к книге «Взгляд кролика» (2010)

Хасегава Томоко. Иллюстрация к книге «Взгляд кролика» (2010)

Главная героиня книги Котани-сэнсей пытается найти подход к «трудным ученикам» из заводских районов, от которых отказались другие учителя. Молодая учительница делает всё, чтобы стать ближе своим подопечным – практически жертвуя семейной жизнью. В книге изображается сложно устроенный внутренний мир ребенка и рассказывается, как важно обращаться с детьми бережно, не наказывая их.


По всем вопросам пишите мне на почту:

writer-pivovarova@yandex.ru

Читайте меня, где удобно:

Вконтакте   На Фейсбуке   Канал в Telegram    Instagram

Канал в Телеграме обновляется почти ежедневно!

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s